• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

The Economics of Language

Статья "The Economics of Language" опубликована в Journal of Economic Literature, 2020.

Авторы: Шломо Вебер , Виктор Гинсбург

 

Язык или языки, на которых мы говорим, читаем и пишем, оказывают существенное влияние на экономическое, социальное и человеческое развитие. Язык определяет культурную идентичность и, таким образом, влияет на решения людей, в том числе и экономические. Хотя различные научные дисциплины изучают вопросы культурного и языкового разнообразия достаточно давно, экономика языков начала формироваться лишь во второй половине XX в. В нашей работе, опубликованной в июньском номере Journal of Economic Literature, мы изучили классические и современные методологические, теоретические и эмпирические исследования, построив наш обзор вокруг темы лингвистического разнообразия и его эффектов.

Сам вопрос о том, способен ли язык определять мышление и поведение, долгое время оставался предметом научных дискуссий. В середине ХХ в. американские лингвисты Эдвард Сепир и Бенджамин Уорф в своих работах выдвигали идеи лингвистической относительности: они полагали, что структура языка влияет на то, как его носители воспринимают мир, – таким образом, люди, говорящие на разных языках, формируют различные представления о реальности. Им оппонировал знаменитый лингвист и философ Ноам Хомский со своей идеей универсальной грамматики – то есть единой структуры всех языков, которые, как следствие, не могут предопределять различное восприятие мира или поведение.

Основы экономики языка были заложены в опубликованной в 1965 г. статье выдающегося американского экономиста Джейкоба Маршака, который применил стандартные экономические понятия затрат и выгод к языку. Исследование Маршака сразу после своего появления привлекло внимание экономистов, однако на первом этапе их интерес в первую очередь был сосредоточен на языковой политике и реформах в этой области.

Множество экономических исследований, которые изучают эффекты лингвистического разнообразия, основываются на идеях лингвиста Джозефа Гринберга, который в работе 1956 г. предложил количественно оценивать отличия языков для выявления их связи с иными факторами. Различные исследования показывают, что высокий уровень языкового разнообразия и на страновом, и на региональном уровне зачастую коррелирует с более низкими темпами роста, меньшими инвестициями в здравоохранение и образование и более высоким уровнем коррупции. С другой стороны, высокая степень культурного, профессионального и образовательного разнообразия может иметь и позитивные последствия.

Языковое расстояние – то есть то, как сильно языки отличаются друг от друга, – используется при анализе международных экономических связей: например, для прогнозирования и оценки миграционных решений, каналов легализации незаконных доходов и финансовых потоков.

Помимо этого, экономика языков изучает широкий спектр экономических эффектов языка и лингвистического разнообразия: влияние лингвистических факторов на торговлю, финансовые рынки, потребительский выбор, заработок, выгоды от изучения иностранных языков, поведение многонациональных корпораций в различных языковых средах и многие другие. Став отдельным направлением науки только к концу ХХ в., экономика языка остается достаточно молодой дисциплиной, которая предоставляет исследователям большой простор для анализа.

Ср, 3 июня 2020 Шломо Вебер 0 0