• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Прикладные и научные проекты ЦЭФИР

Разработка и апробация модульных образовательных программ и учебно-методических и информационных материалов

Разработка и апробация модульных образовательных программ и учебно-методических и информационных материалов, направленных на повышение финансовой грамотности студентов

Проект выполняется консорциумом в составе: Некоммерческий фонд содействия экономическому развитию и социальной стабильности — Центр экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) (Россия) (лидер Консорциума) и Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская экономическая школа (институт)" (Россия).

Проект является одним из компонентов инициативы Министерства финансов Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития (МБРР) «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Общее управление осуществляется Минфином России при координации Межведомственной комиссии, возглавляемой заместителем министра финансов. Функции административного сопровождения выполняет Некоммерческий фонд реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов (ФРП).


Цели проекта:

Целью работ по данному проекту является создание основы для развития финансовой грамотности студентов посредством разработки модульных образовательных программ и других учебно-методических и информационных материалов.

Данные материалы будут использоваться в ходе реализации основной образовательной программы (ООП) бакалавриата и магистратуры[1], в рамках реализации курсов по выбору, а также в ходе проведения семинаров, тренингов и других мероприятий, нацеленных на формирование практических навыков студентов в области финансовой грамотности.


Основные задачи:

  • разработка образовательной программы и УМК для студентов, с целью использования в качестве курса по выбору или факультатива, а также образовательных модулей для включения в базовую (обязательную) часть учебных циклов ООП бакалавриата и магистратуры, направленных на формирование компетенций в сфере финансовой грамотности;
  • разработка программ краткосрочных (интенсивных) семинаров и тренингов, а также компьютерной деловой игры для студентов по тематике планирования личных и семейных финансов и выстраиванию рационального финансового поведения;
  • организация публикации разработанных программ, их обсуждения в профессиональном сообществе и распространения по вузам;
  • проведение апробации (пилотного внедрения) разработанных образовательных ресурсов в вузах;
  • подготовка материалов для информационных бюллетеней и методических рекомендаций по распространению лучших практик в области повышения финансовой грамотности студентов.


Апробация проводится на базе вузов в 11 регионах РФ: Волгоград, Екатеринбург, Калининград, Нижний Новгород, Новосибирск, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Санкт-Петербург и Уфа.


В рамках проекта в 2012–2013 году были разработаны следующие образовательные программы.

Курс для студентов бакалавриата (учебно-методический комплекс «Финансовая грамотность» для бакалавриата)

Цель — создание основы для развития финансовой грамотности студентов и формирование базового набора компетенций в сфере финансовой грамотности.

Модуль рассчитан на 36 часов. Рассматривается шесть основных тем:

  • принятие решений в финансовой сфере;
  • доходы и расходы;
  • сбережения и инвестиции;
  • кредиты;
  • страхование;
  • платежи и расчеты.


Курс для студентов магистратуры (учебно-методический комплекс «Финансовая грамотность» для магистратуры)

Цель — формирование продвинутого набора компетенций и достаточно глубокое знакомство с финансовой грамотностью, позволяющее осмысленную адаптацию собственного поведения на основе излагаемых принципов.

Модуль рассчитан на 36 часов. Рассматривается шесть основных тем:

  • элементы теории принятия решений;
  • управление личными финансами, налогообложение;
  • сбережения и инвестиции;
  • кредиты;
  • страхование;
  • защита от мошенничества в финансовой сфере.


Курс по выбору состоит из трех блоков: инвариантного и двух вариативных — «Открывая собственное дело» и «Как заработать и приумножить заработанное».

Цель — дать слушателям набор знаний и навыков в сфере финансовой грамотности в развернутом и детальном изложении.

Инвариантный блок (курс по выбору «Финансовая грамотность» Инвариантный блок) рассчитан на 36 часов. Рассматривается 10 основных тем:

  • поведенческие финансы;
  • налогообложение физических лиц;
  • пенсионная система;
  • платежные инструменты;
  • банковские вклады;
  • небанковские инструменты инвестирования;
  • кредиты;
  • страхование;
  • небанковский кредитный рынок и финансовые посредники;
  • нарушения прав потребителей и защита от мошенничества.


По окончании изучения инвариантного блока студенты могут выбрать один из двух вариативных блоков, каждый из которых рассчитан на 36 часов.

В вариативном блоке «Открывая собственное дело» рассматриваются следующие темы:

  • открытие бизнеса;
  • бизнес-планирование;
  • основы бухгалтерского учета;
  • банковские продукты для бизнеса;
  • привлечение инвестиций.


В конце обучения предусмотрена проектная работа.

В вариативном блоке «Как заработать и приумножить заработанное» рассматриваются следующие темы:

  • рынки труда;
  • рациональное поведение и права потребителя;
  • финансовые риски;
  • инвестиционные риски;
  • инвестиции в ликвидные активы;
  • инвестиции в реальные активы;
  • финансовые кризисы.



Блок семинаров и тренингов

Цель — знакомство слушателей с важнейшими принципами принятия финансовых решений.

Блок разработан для тех категорий студентов, которые в силу разных причин не могут прослушать полные курсы по финансовой грамотности в вузе.

Кроме того, подобные интенсивные формы обучения могут быть использованы для того, чтобы освежить знания, полученные студентами в рамках более формальных курсов по финансовой грамотности.

Все тренинги и семинары имеют самостоятельную ценность и могут проводиться независимо друг от друга.

Отличие тренингов от семинаров:

  • В тренингах делается акцент на практическую, а не теоретическую часть,
  • Семинары проходят в форме рассказа преподавателем материала и его последующего обсуждения с аудиторией,
  • Тренинги предполагают непрерывное активное участие студентов в форме небольших деловых игр и групповых упражнений.


Темы тренингов: планирование личного бюджета; основные принципы инвестирования; как правильно выбрать кредит.
Темы семинаров: риски при принятии личных финансовых решений; страхование основных видов рисков; устройство пенсионной системы РФ.

Кроме того, был разработан сценарий компьютерной игры, который охватывает широкий круг тем, связанных с использованием знаний и навыков в области планирования личных и семейных финансов и выстраивания рационального финансового поведения при решении конкретных жизненных задач, с которыми сталкивается молодой человек студенческого возраста. Дальнейшая апробация компьютерной игры предусматривает ее интеграцию и совместное использование с разработанными образовательными программами.

________________________________________

[1] В блоке дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Чт, 6 февраля 2020