Проект выполняется консорциумом в составе: Некоммерческий фонд содействия экономическому развитию и социальной стабильности — Центр экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) (Россия) (лидер Консорциума) и Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская экономическая школа (институт)" (Россия).
Проект является одним из компонентов инициативы Министерства финансов Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития (МБРР) «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Общее управление осуществляется Минфином России при координации Межведомственной комиссии, возглавляемой заместителем министра финансов. Функции административного сопровождения выполняет Некоммерческий фонд реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов (ФРП).
Цели проекта:
Целью работ по данному проекту является создание основы для развития финансовой грамотности студентов посредством разработки модульных образовательных программ и других учебно-методических и информационных материалов.
Данные материалы будут использоваться в ходе реализации основной образовательной программы (ООП) бакалавриата и магистратуры[1], в рамках реализации курсов по выбору, а также в ходе проведения семинаров, тренингов и других мероприятий, нацеленных на формирование практических навыков студентов в области финансовой грамотности.
Основные задачи:
Апробация проводится на базе вузов в 11 регионах РФ: Волгоград, Екатеринбург, Калининград, Нижний Новгород, Новосибирск, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Санкт-Петербург и Уфа.
В рамках проекта в 2012–2013 году были разработаны следующие образовательные программы.
Курс для студентов бакалавриата (учебно-методический комплекс «Финансовая грамотность» для бакалавриата)
Цель — создание основы для развития финансовой грамотности студентов и формирование базового набора компетенций в сфере финансовой грамотности.
Модуль рассчитан на 36 часов. Рассматривается шесть основных тем:
Курс для студентов магистратуры (учебно-методический комплекс «Финансовая грамотность» для магистратуры)
Цель — формирование продвинутого набора компетенций и достаточно глубокое знакомство с финансовой грамотностью, позволяющее осмысленную адаптацию собственного поведения на основе излагаемых принципов.
Модуль рассчитан на 36 часов. Рассматривается шесть основных тем:
Курс по выбору состоит из трех блоков: инвариантного и двух вариативных — «Открывая собственное дело» и «Как заработать и приумножить заработанное».
Цель — дать слушателям набор знаний и навыков в сфере финансовой грамотности в развернутом и детальном изложении.
Инвариантный блок (курс по выбору «Финансовая грамотность» Инвариантный блок) рассчитан на 36 часов. Рассматривается 10 основных тем:
По окончании изучения инвариантного блока студенты могут выбрать один из двух вариативных блоков, каждый из которых рассчитан на 36 часов.
В вариативном блоке «Открывая собственное дело» рассматриваются следующие темы:
В конце обучения предусмотрена проектная работа.
В вариативном блоке «Как заработать и приумножить заработанное» рассматриваются следующие темы:
Блок семинаров и тренингов
Цель — знакомство слушателей с важнейшими принципами принятия финансовых решений.
Блок разработан для тех категорий студентов, которые в силу разных причин не могут прослушать полные курсы по финансовой грамотности в вузе.
Кроме того, подобные интенсивные формы обучения могут быть использованы для того, чтобы освежить знания, полученные студентами в рамках более формальных курсов по финансовой грамотности.
Все тренинги и семинары имеют самостоятельную ценность и могут проводиться независимо друг от друга.
Отличие тренингов от семинаров:
Темы тренингов: планирование личного бюджета; основные принципы инвестирования; как правильно выбрать кредит.
Темы семинаров: риски при принятии личных финансовых решений; страхование основных видов рисков; устройство пенсионной системы РФ.
Кроме того, был разработан сценарий компьютерной игры, который охватывает широкий круг тем, связанных с использованием знаний и навыков в области планирования личных и семейных финансов и выстраивания рационального финансового поведения при решении конкретных жизненных задач, с которыми сталкивается молодой человек студенческого возраста. Дальнейшая апробация компьютерной игры предусматривает ее интеграцию и совместное использование с разработанными образовательными программами.
________________________________________
[1] В блоке дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.